марки асфальтобетона
Группу строительных материалов, производимых не натуральным способом, для укладки асфальта, называют — асфальтобетоном. Разные виды искусственного асфальта, применяются для строительства дорог, различают по технологии производства и составляющим материалам.
Компоненты
В состав асфальтобетона хорошего качества входит:
— битум приблизительно от двух до девяти процентов;
— минеральные порошки;
— не всегда применяемые материалы из камня. Марка асфальтобетона АБ имеет в своём составе щебень и гравий;
— различные модифицирующие добавки для улучшения качества различных функций.
В зависимости от наполнителя, смеси могут быть:
— из щебёнки;
— из гравия;
— песчаные.
Разделение производится по размерам минералов:
1. Первый тип состоит из зёрен размером до десяти миллиметров. Покрытие такой фракции выделяется большой плотностью и ровной, как будто отшлифованной гладкой поверхностью. Применяется для велотреков.
2. Мелкозернистый. Фракция наполнителя состоит из сырья, фракция которого достигает от двенадцати до двадцати миллиметров. Отличное сырьё для укладки полотен городских дорог и магистралей международного значения, так же для площадок аэродромов.
3. Крупнозернистый тип. Состоят из наполнителя размером, достигающего сорока миллиметров.
Песок является заполнителем пустоты между наполнителем. От применения того или иного типа песка, изменяется технические свойства готового покрытия. Стоимость асфальта из песка в разы меньше, чем с наполнителем из камня.
Маркировка
Для удобства выбора, основные марки асфальтобетона разделяют по составу входящего твердого наполнителя:
— Марка А – до шестидесяти процентов;
— Марка Б – до пятидесяти процентов;
— Марка В – до сорока процентов.
При составе минеральной части из песка, маркировка производится маркировка «Г» и «Д». Песок добывают из природных водоёмов или путём механического отсева элементов дробления при отборе горных пород. Второй вариант имеет высокую прочность.
Технологический процесс производства асфальта на основе применяемого материала выделяют несколько марок, готовой к монтажу дорожного покрытия.
— Первая марка. Включает горячие смеси типа А, Б, Г и холодные смеси Б, В, Г с щелочной структурой и пористым строением;
— Вторая марка, в её состав сходит холодные и горячие марки Б, В, Г, Д;
— Третья марка состоит только горячие смеси Б, В, Г, Д.
Марка асфальтобетона полностью не может характеризовать показатели прочности. Каждая марка состоит из нескольких различных комбинаций.
Виды укладки
Процесс укладки дорожного покрытия производят на специально подготовленное основание. Часть верхнего пласта земли снимается, проводится обработка специализированной техникой по выравниванию. Подготовленная площадка покрывается подушкой, состоящей из трёх слоёв:
— Первый слой щебня размером до шестидесяти миллиметров;
— Второй слой, состоящий из гравия. Его размер состоит до сорока миллиметров;
— Третий слой – песок.
От производства и состава смесей для укладки дорожного полотна, зависят технологии монтажа дорожных покрытий. Существует три технологических процесса.
1. Когда основание, пропитанное битумом, сильно утрамбовывают и посыпают песком, можно цементом. Такой процесс позволяет уменьшить липкость дорожного полотна;
2. Горячую смесь для дорог, произведённую из специальных присадок и сильно расплавленного битума. Готовый материал выкладывают на специально подготовленную подушку. При помощи катков утрамбовывают вновь сформированное дорожное покрытие. По такому дорожному покрытию разрешается ездить уже в этот день буквально через шесть часов;
3. Вариант включает применение литого асфальта. Предварительно подогревают до температуры плюс двести тридцать пять градусов по цельсию, перемешивают в специализированном оборудовании. Из рабочего бункерного устройства асфальтоукладчика, покрытие выводится на подготовленное рабочее основание. Дополнительные действия по трамбованию и укатке дорожного покрытия отсутствуют.
Основа асфальтобетона
По технологическому процессу производства классической асфальтобетона состоит из щебня, песка и битумного вяжущего.
Щебеночно-мастичный асфальтобетон
Это наиболее надёжное и долговечное покрытие. В составе применяют щебень из горных пород, который обеспечивает самые высококачественные технические свойства. Для увеличения качества технических свойствсмеси добавляют специальные модификаторы в виде целлюлозных волокон.
Щебеночно-мастичный асфальт
Такой вид асфальта в качестве вяжущего материала имеет полимерный битум, который превосходит нефтяные и обычные дорожные битумные смеси. Полимерно-битумный материал в процентном участии составляет приблизительно до семи процентов. При этом повышается адгезионные качества дорожного полотна, его эластичность и коррозийная стойкость образования колеи на дороге.
Гравийные асфальтовые смеси
По прочности намного ниже щебеночных . Используют для монтажа городских автодорог и создания пешеходных зон. Для крупных автобанов такое покрытие не подходит.
Песчаные асфальтовые смеси
Такое покрытие отличается самыми низкими техническими свойствами. Предназначен для благоустройства городских тротуаров и парковых пешеходных зон.
Основы проектирования дорожного покрытия
При проектировании основного состава смеси для дорожного полотна состоит в тщательном расчёте идеального соотношения, составляющих материалов. В результате технические показатели асфальтобетонной смеси отражают марку заданного вида и соответствуют техническим нормам по ГОСТу — 9128-13.
Процесс проектирования
Важнейшим условием проектирования дорожного покрытия является конкретное техническое задание. Включает следующие этапы:
Конкретное определение технических свойств составляющего сырья и определение использования необходимой, марки асфальтобетона; Расчет оптимального количества битума, как свежующего вещества; Составление технических спецификаций состава смеси по физико-механическим характеристикам.