Арматурные каркасы. От этапа проектирования до монтажных работ необходимо уделить пристальное внимание арматурным конструкций. И это вполне оправдано, так как именно она обеспечивает необходимые конструктивные особенности фундаменту, перекрытиям, другим железобетонным конструкций частных и многоквартирных домов. Технологичный подход к организации работ по устройству железобетонного основания для дома включает правильный расчет и установку металлического каркаса.
Сталь для каркасной арматуры
Стали для использования в бетонных конструкциях можно разделить на две основные группы. К первой группе относятся пруты арматуры круглого сечения, имеющие на своей поверхности поперечные выступы или впадины. Они закладываются в бетонные конструкции, как правило, в виде стержней, сварных сеток или пространственных балок. Из-за требований к их химическому составу стали для армирования бетона подходят для сварки, но при этом необходимо соблюдать определенные принципы.
Вторая группа — это арматура, которая помещается в конструкции в предварительно напряженном состоянии. Обычно это:
- круглые провода, гладкие или с зазубринами;
- канаты (пряди) из проволоки (обычно семипроводные, трех- или двухпроводные).
В связи с тем, что предварительно напряженная арматура изготавливается из стали с высоким содержанием углерода (около 0,80%), метод ее соединения сваркой, как правило, не допускается.
Стали для армирования бетона ребрами жесткости
Проблема сварки арматурных сталей в основном касается сталей для армирования бетона ребрами жесткости и связана с современными тенденциями в их производстве. Арматурная сталь обычно имеет два ряда поперечных ребер, выпускается в размерных диапазонах (диаметрах) от 8 до 40 мм, поставляется в основном в прутках и с заявленной более высокой пластичностью.
Горячекатаный прокат с последующим холодным волочением. Горячекатаный прокат с ребрами жесткости наматывается на моток. После охлаждения его перематывают на специальном приспособлении и дополнительно растягивают примерно на 4-5%. Холодное волочение приводит к упрочнению стали с небольшой потерей пластичности. Арматурная сталь обычно имеет четыре ряда поперечных ребер.
Рассеянное армирование
Для повышения прочности бетона на разрыв, уменьшения деформации, увеличения ударной вязкости и ударной вязкости в качестве арматуры используют волокна. Для армирования используются стальные проволоки (длина от 20 до 50 мм, диаметр 0,25 мм или прямоугольное сечение 0,4 x 1,3 мм), стекловолокно или пластмассовые волокна (пропиленовые шнуры длиной 50 мм). Обычно речь идет не о замене арматуры в бетоне, а об улучшении его свойств. Волокна дозируются в диапазоне от 0,2 до 6% от веса цемента. Чем выше содержание клетчатки, тем труднее ее переработать.
Расстояние между арматурой и опалубкой обеспечивается ее опорой, раскладыванием, подвешиванием, либо она поддерживается бетонными стальными вставками, так называемыми козлами, либо поддерживается за счет подкладки различных пластиковых подушек и нарезания распорных колец на стержнях арматуры. Для стабилизации верхних стержней арматуры (кронштейна) покровный слой стержней фиксируется подвесом. На подходящих расстояниях арматуру привязывают проволокой к балкам (деревянным рейкам), которые кладут по бокам опалубки.
Укладка арматуры в опалубку
Укладка арматуры в опалубку — сложный процесс. Безопасность и качество конструкции зависят от правильности её конструкции. Арматуру размещают обученные рабочие, и их работу необходимо постоянно проверять. Важно, чтобы при укладке арматуры не перепутали одинаковые стержни.
После установки арматурный каркас должен находиться в правильном положении согласно чертежу. Он также должен быть стабилизирован, чтобы не двигаться и не деформироваться во время бетонирования. Необходимо соблюдать толщину бетонного покровного слоя над арматурой. Поверхность арматуры перед бетонированием должна быть чистой. Опалубка, касающаяся бетона, должна быть покрыта разделительным слоем перед установкой.
Чтобы обеспечить правильное положение несущей арматуры, её стержни соединяют с распределительной арматурой. Это стабилизирует их положение. Отдельные арматурные стержни связывают в местах пересечения с помощью вязальной проволоки или сваривают. При необходимости арматуру регулируют контактом внахлест, сваркой или специальными муфтами.
Арматура обычно соединяется и стабилизируется в опалубке. Однако в стесненных условиях может быть выгодно создать армирующий каркас вне опалубки, а затем вставить его в опалубку целиком, например, с помощью крана.
Арматурный каркас для ленточного фундамента
При армировании фундаментных лент и решеток сначала закладываются открытые хомуты в опалубку на бетонном основании. Затем в них помещают несущие арматурные стержни и соединяют их проволокой или сваркой в единый пространственный блок.
Обвязываем арматуру колонн и стен до возведения опалубки. Стержни несущей арматуры обычно следуют за анкерными стержнями, которые выступают из фундамента. Продольная арматура расположена по периметру колонны и соединена между собой. После этого к соединенной арматуре прикрепляется опалубка.
Сначала укладывают открытые хомуты в балки и перекрытия, затем вставляют в них несущую арматуру и соединяют хомутами. Мощно уделяем внимание правильному положению изгибов арматурных стержней. На плитных частях перекрытий сначала выкладываются бруски распределительной арматуры, затем укладывается несущая арматура. Стыкуем арматуру связыванием или сваркой в местах пересечения. Для уменьшения трудоемкости соединения отдельных армирующих элементов используют сетки, маты или сборные лестницы и решетки.
При размещении балок несущая арматура укладывается на нижней поверхности. Изгибы арматуры вместе с хомутами покрывают основное напряжение — сдвиг. Укладывая арматуру в опалубку, важно учитывать размер бетонного покровного слоя. Он должен обеспечивать надежную передачу сил сцепления между бетоном и арматурой, необходимую огнестойкость и защиту от коррозии.
Минимальная толщина покровного слоя для защиты арматуры от коррозии зависит от окружающей среды, в которой будет находиться бетонная конструкция.

