Арматурные каркасы
От этапа проектирования до монтажных работ необходимо уделить пристальное внимание арматурным конструкций. И это вполне оправдано, так как именно она обеспечивает необходимые конструктивные особенности фундаменту, перекрытиям, другим железобетонным конструкций частных и многоквартирных домов. Технологичный подход к организации работ по устройству железобетонного основания для дома включает правильный расчет и установку металлического каркаса.
Сталь для каркасной арматуры
Стали для использования в бетонных конструкциях можно разделить на две основные группы. К первой группе относятся пруты арматуры круглого сечения, имеющие на своей поверхности поперечные выступы или впадины. Они закладываются в бетонные конструкции, как правило, в виде стержней, сварных сеток или пространственных балок. Из-за требований к их химическому составу стали для армирования бетона подходят для сварки, но при этом необходимо соблюдать определенные принципы.
Вторая группа — это арматура, которая помещается в конструкции в предварительно напряженном состоянии. Обычно это:
- круглые провода, гладкие или с зазубринами;
- канаты (пряди) из проволоки (обычно семипроводные, трех- или двухпроводные).
В связи с тем, что предварительно напряженная арматура изготавливается из стали с высоким содержанием углерода (около 0,80%), метод ее соединения сваркой, как правило, не допускается.
Стали для армирования бетона ребрами жесткости
Проблема сварки арматурных сталей в основном касается сталей для армирования бетона ребрами жесткости и связана с современными тенденциями в их производстве. Арматурная сталь обычно имеет два ряда поперечных ребер, выпускается в размерных диапазонах (диаметрах) от 8 до 40 мм, поставляется в основном в прутках и с заявленной более высокой пластичностью.
Горячекатаный прокат с последующим холодным волочением. Горячекатаный прокат с ребрами жесткости наматывается на моток. После охлаждения его перематывают на специальном приспособлении и дополнительно растягивают примерно на 4-5%. Холодное волочение приводит к упрочнению стали с небольшой потерей пластичности. Арматурная сталь обычно имеет четыре ряда поперечных ребер.
Рассеянное армирование
Для повышения прочности бетона на разрыв, уменьшения деформации, увеличения ударной вязкости и ударной вязкости в качестве арматуры используют волокна. Для армирования используются стальные проволоки (длина от 20 до 50 мм, диаметр 0,25 мм или прямоугольное сечение 0,4 x 1,3 мм), стекловолокно или пластмассовые волокна (пропиленовые шнуры длиной 50 мм). Обычно речь идет не о замене арматуры в бетоне, а об улучшении его свойств. Волокна дозируются в диапазоне от 0,2 до 6% от веса цемента. Чем выше содержание клетчатки, тем труднее ее переработать.
Расстояние между арматурой и опалубкой обеспечивается ее опорой, раскладыванием, подвешиванием, либо она поддерживается бетонными стальными вставками, так называемыми козлами, либо поддерживается за счет подкладки различных пластиковых подушек и нарезания распорных колец на стержнях арматуры. Для стабилизации верхних стержней арматуры (кронштейна) покровный слой стержней фиксируется подвесом. На подходящих расстояниях арматуру привязывают проволокой к балкам (деревянным рейкам), которые кладут по бокам опалубки.
Укладка арматуры в опалубку
Укладка арматуры в опалубку — сложный процесс, и безопасность и качество конструкции зависят от правильности ее конструкции. Арматуру в опалубке размещают обученные рабочие. Их работу необходимо постоянно проверять, чтобы при размещении арматуры не перепутать одинаковые стержни арматуры. После установки арматурный каркас должен не только находиться в правильном положении (согласно чертежу), но также должен быть стабилизирован, чтобы он не двигался и не деформировался во время бетонирования. Важно, чтобы при укладке арматуры соблюдалась необходимая толщина покровного слоя арматуры бетона. Поверхность арматуры перед бетонированием должна быть чистой. Поверхности опалубки, которые соприкасаются с бетоном, должны быть покрыты разделительным слоем перед установкой, чтобы доски опалубки не касались поверхности арматуры.
Чтобы обеспечить желаемое положение несущей арматуры, эти стержни соответствующим образом соединяют с распределительной арматурой, которая стабилизирует ее правильное положение. Отдельные арматурные стержни связываются в месте пересечения с помощью вязальной проволоки или свариваются электродуговой или точечной сваркой. При необходимости арматура регулируется контактом внахлест, сваркой или специальными муфтами.
Арматура обычно соединяется и стабилизируется непосредственно в опалубке. Однако в некоторых случаях, например, в стесненных условиях более выгодно создать армирующий каркас вне опалубки, а затем вставить ее в опалубку в целом. Например, с помощью крана.
Арматурный каркас для ленточного фундамента
При армировании фундаментных лент и решеток в опалубку на бетонном основании сначала закладываются открытые хомуты. Затем мы храним в них несущие арматурные стержни и соединяем их (проволокой, сваркой) в единый пространственный блок.
Обвязываем арматуру колонн и стен до возведения опалубки. Стержни несущей арматуры обычно следуют за анкерными стержнями, выступающими из фундамента. Продольная арматура расположена по периметру колонны и соединена между собой. Затем к соединенной (привязанной) арматуре прикрепляется опалубка.
Сначала укладываем открытые хомуты в балки и балки перекрытия и вставляем в них несущую арматуру, которую соединяем хомутами. Затем закройте стремена. Большое внимание уделяем правильному положению изгибов арматурных стержней. На плитных частях перекрытий сначала выкладываем бруски распределительной арматуры, укладываем на них несущую арматуру и стыкуем арматуру связыванием или сваркой в месте пересечения. Для уменьшения трудоемкости соединения отдельных армирующих элементов используются сетки, маты или сборные лестницы и решетки.
В случае просто размещенных балок несущая арматура размещается на нижней поверхности, а изгибы арматуры вместе с хомутами покрывают основное напряжение — сдвиг. Укладывая арматуру в опалубку, необходимо большое внимание уделить обеспечению необходимого размера бетонного покровного слоя, который точно определяется для отдельных конструкций. Минимальная толщина покровного слоя должна обеспечивать надежную передачу сил сцепления между бетоном и арматурой, необходимую огнестойкость и защиту арматуры от коррозии.
Минимальная толщина покровного слоя с точки зрения защиты арматуры от коррозии зависит от окружающей среды, в которой будет находиться бетонная конструкция.